Копорье   | Кингисепп   | Ивангород   | Гдов   | Кобылье Городище   | Псков   | Выбуты   | Печоры   | Остров   | Святогорский монастырь   | Пушкинские горы   | Новоржев   | Порхов   | Сольцы   | Великий Новгород   | Чудово   | Старая Ладога   | Усть-Ижора   | Колпино   |

УСТЬ-ИЖОРА
 

Поверье - Легенда "ПРЕДТЕЧА НЕВСКОЙ БИТВЫ"

Поверье - Легенда "НЕБЕСНАЯ ПОМОЩЬ В ДЕНЬ НЕВСКОЙ БИТВЫ"

    Посёлок городского типа (с 1938 г.), в пригородной зоне Санкт-Петербурга (на западе примыкает к Невскому району города), на левом берегу Невы, при впадении в неё р. Ижора; подчинён Колпинскому райсовету. Железнодорожная станция (Ижоры) на линии Санкт-Петербург - Волхов. Вместе с посёлками Металлострой и Петро-Славянка составляет Усть-Ижорский поссовет.

    В Усть-Ижоре размещается Областная инфекционная больница. В 1953 году открыт памятник русским воинам, разгромившим шведов в Невской битве 1240 г. 12 сентября 1994 г. по инициативе и непосредственном участии Детского Центра "КАЧУР" (в последствии Ижорский фонд "КАЧУР") впервые в городе организован день чествования св. Александра Невского как небесного покравителя Санкт-Петербурга. В тот же день проведена закладка капсул с землёй из городов где проходила жизнь и дечтельность князя Александра Ярославовича в основание будущего памятника. Памятник открыт 6 ноября 2002 года на территории церковного кладбища хр. св. Александра Невского.

    В Усть-Ижоре проживает около 1300 человек.

    НЕВСКАЯ БИТВА

    В 1240 году, в самую СТРАДУ ПОЛЕВЫХ РАБОТ - В НОВГОРОД ПРИШЛА ВЕСТЬ О НАПАДЕНИИ С СЕВЕРА. ЗЯТЬ ШВЕДСКОГО КОРОЛЯ ФОЛЬКУНГ БИРГЕР ВОШЁЛ НА ЛАДЬЯХ В НЕВУ И ВЫСАДИЛСЯ С БОЛЬШОЙ РАТЬЮ В УСТЬЕ ИЖОРЫ, УГРОЖАЯ ЛАДОГЕ. Неравная борьба началась. Враг был уже в новгородских пределах. Св. Александр Невский не имел ни времени послать к отцу за подкреплением, ни собрать людей из далеко разбросанных новгородских земель. По словам летописи, он "разогрелся сердцем" и выступил против шведского войска только со своей дружиной, владычным полком и небольшим новгородским ополчением. Перед выступлением он пришёл в Софийский храм, пал на колени перед алтарём и со слезами стал молиться Св. Софии, говоря: "Боже хвальный, Боже праведный, Боже великый и крепкый, Боже превечный, сътворивый небо и землю, и постави пределы языком и жити повелевый не преступав в чюжаа части", и, услышав воспеваемый в это время псалом, сказал: "Суди, Господи, обидящим мя и возбрани борющимся со мною, приими оружие и щит, возстани в помощь мне". Окончив молитву, он встал и поклонился архиепископу. Архиепископ благословил его и отпустил с миром.

    Св. Александр, выйдя из храма, обратился к своему ополчению, укрепляя его и говоря: "Не в силах Бог, но в правде; помянем песнопевца Давида, глаголюща: сии во оружии, а сии на конех, мы же во имя Господа Бога призовем, ти спяти быша и падоша". Потом он сел на коня и повёл свою рать из Новгорода на север: "И пойди на них во ярости мужества своего, в мале вой своих, не дожда многа вой своих, с великою силою, но упова на святую Троицу".

    Идя вниз по течению Волхова, Св. Александр привёл свою рать под стены Ладоги, лежавшей на порогах Волхова, среди сосновых лесов, у берегов сумрачного Ладожского озера. Это был посад Новгорода, его оплот на севере - памятник сурового и простого новгородского зодчества в северных областях, с церковью Св. Климента и гостинными рядами, защищённый низкими стенами из круглого булыжника и плитняка, с круглыми угловыми башнями и продолговатыми щелями в стенах для метания стрел. Дойдя до Ладоги, Св. Александр присоединил ладожское ополчение к своей рати и через леса пошёл к Неве на шведов, стоявших станом у своих ладей при устье Ижоры.

    Сеча произошла 15-го июля, в день памяти Св. Равноапостольного Великого Князя Владимира.

    Этой сече, (в ночь перед ней) предшествовало чудо. Среди ижорских старейшин был некто Пелгусий - христианин, в крещении наречённый Филиппом. Среди своего языческого племени он вёл благочестивую жизнь, строго соблюдая посты. Выследив шведские станы, он пошёл со своим полком навстречу Св. Александру, чтобы поведать ему о силе и расположении врага. В ночь перед сечей он остановился у самого берега и провёл её в бдении, наблюдая за морем. На восходе солнца он услышал шум и увидел шедший по морю насад. В нём стояли в червлёных одеждах, положив друг другу руки на плечи, Св. страстотерпцы Борис и Глеб; гребцы же в насаде сидели словно одетые мглою. Св. Борис сказал: "Брате Глебе! Вели грести, да поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославличю". Пелгусий, увидев видение и слыша голос святых, стоял объятый страхом, пока насад не скрылся. Тогда он поскакал навстречу Св. Александру и, увидев его, рассказал ему с "радосными очима" о видении. Св. Александр ответил ему: "Сего не рци никому, о, друже!"

    К 11-ти часам дня солнце рассеяло лежавший на лесах туман. В это время Св. Александр ударил на шведов.

    Нападение было неожиданным. Оно застало шведов в их стане. Всё же шведы упорно оборонялись: "Бысть бой силен зело, ужасен и страшен". Бились в одиночку, среди стана и ладей. Сам Св. Александр, пробившись к Биргеру, ранил его копьём в лицо. Летопись упоминает имена шести новгородцев, отличившихся в сече, и описывает их подвиги.

    Гавриил Олексич, увидев шведского королевича, которого приближённые влекли из битвы к ладьям, погнался за ним и вскочил на доски сходни. Подбежавшие шведские ратники столкнули его с конём в воду. Выбравшись невредимым на берег, Олексич схватился опять со шведами и посреди их полка убил шведского воеводу и епископа.

    Другой новгородец Сбыслов Якунович рубился одним тяжёлым топором и многих удивил своею храбростью.

    Яков Половчанин, ловчий князя, рубился мечом и "мужествовах крепко, и похвали его князь". Новгородский воевода Миша напал на шведов с пешей дружиной и изрубил три ладьи. Княжий отрок Сава прорубился на коне через шведов к златоверхому шатру Биргера, стоявшему посреди стана, и подрубил столб. Шатёр рухнул к великому смятению шведов.

    Другой княжий отрок Ратмир в пешем бою был окружён целой толпой врагов и долго оборонялся от них один, пока не пал от многих ран.

    Житие передаёт, что ангелы пришли на помощь новгородцам, как в древнее время при нашествии Сенахериба, царя Ассирии, на Иерусалим. За Ижорой, там, где не проходило новгородское войско, были найдены тела убитых шведов, павших от ангельских мечей.

    Сеча кончилась к вечеру. Остатки шведской рати сели на ладьи и ночью ушли в море

    По словам летописца, тела убитых шведов наполнили три ладьи и несколько больших ям, а новгородцы потеряли убитыми всего двадцать человек. Можно думать, что летописец неправильно передаёт соотношение убитых в сече, но, во всяком случае, его рассказ выражает сознание великого значения этой сечи для Новгорода и всей Руси. Натиск шведов был отражён.

    Слух о победе прошёл по всей стране. Новгород, объятый перед тем страхом и тревогой за исход неравной борьбы, возликовал. При звоне колоколов Св. Александр вернулся в Новгород. Архиепископ новгородский Спиридон с духовенством и толпы новгородцев вышли ему навстречу. Въехав в город, Св. Александр проехал прямо к Св. Софии, "хваля и славя Святую Троицу" за одержанную победу.

     

          "ПРЕДТЕЧА НЕВСКОЙ БИТВЫ"

      «…Крепи свои полки, Ярославич, а уж святая София пособит тебе. Верь мне: сила её чудодейственна ...»

      – часто вспоминает князь Александр слова Владыки Новгородского.

      Пророчество сие подтвердило время.

      Безбожный царь Бату хан двинул было на Новгород своё войско, однако дошел до Игнач-креста и потёк вспять в Половецкие степи – Бог весть почему (в народе всякое говорят).

      Говорят то всякое… Однако Александр убеждён – Божьим промыслом получил Великий Новгород время для укрепления обороны земель своих…

      Посему не сидит князь со своей дружиною в Городище, сложа руки…

      И стоят уже крепости и оборонительные линии на реке Шелони. А чтоб с моря враг западный не застал врасплох, князь создает приморскую стражу.

      И вот возвращается как-то князь с дружиною малою в Новгород после поисков удобных бранных мест на Неве для отраженья набегов гостей непрошенных. Несколько десятков верст в этот день уже осталось позади. Впереди видна гладь широкого русла Невы, а дале, в море, уже бежит она реками «малыми»…

      В пути настигает его гонец от Пелгусия, начальника приморской стражи – Ижорский старшина сообщает о множестве малых судов с моря.

      А вот с миром ли, аль со злым умыслом – Бог весть… Час упустишь, годом не наверстаешь – гласит народная мудрость.

      Александр разворачивает спутников своих: посылает Мишу в Ладогу, а Ратмира в Ново-город – надо успеть застать суда чужеземцев до входа в устье Невы.

      Кратко время распоряжений – и долог путь впереди…

      Дружина Александра – молодцы как на подбор, с малолетства в седле и дружат с мечом. Отряд разгорячен. В случае надобности, он готов с ходу вступить в бой, дать отпор врагу прямо на границе. Мужественные лица дружинников спокойны, на них печать уверенности и достоинства. В широких плечах молодцов удаль, сила и ловкость…

      Жестом правой руки князь подает знак своему отряду не переступать рубеж, осадить коней.

      Боевой конь князя стучит копытом, но держать за узду его не надо – он чувствует уверенность и силу седока.

      Александр привстает в седле, вглядывается в даль. Он стремится угадать намерения тех, о ком только что сообщила ему недавно созданная береговая стража…

      Призывы к крестовым походам на Русь уже слышны и в Гардарике. «Боже хваленый, Боже праведный, Боже великий и крепкий, Боже предвечный! Сотворивший небо и землю, назначивший пределы народам и повелевший жить каждому, не заходя в чужие земли...» – это слова Новгородского князя, дошедшие к нам из глубины веков. Вот принцип, по которому он призывает жить все народы.

      Мы видим – у Новгородского князя нет намерений переступать границу, попирать что-либо. В нем нет честолюбия или жажды добычи. В борьбе с врагом он руководствуется не чувством мести и не желанием увеличить свою военную славу – в основе его настойчивости в военном деле, политике и дипломатии всегда верный расчет и забота о благе Отечества.

      Он защищает Ижору, Новгород, Русь, Православие!

      В традициях Руси – оборона от врага, нашествий и зла – «дабы Свеча Рода не погасла!»…

      Оба будущих сражения Новгородского князя Александра – и Невское, и Ледовое – оборонные. Он не стремится к захвату чужих владений – он прибегает к оружию по необходимости самозащиты.

      Бескорыстный и великодушный, милостивый «паче меры» – он, без сомнения, охотно отказался бы от военных лавров, если бы враги не вызывали его.

      Его будущие ратные дела – это победы над нападающими, наказание зломыслящих во имя торжества веры, идеалов мира, добра и справедливости.

      Но, взявшись за меч, он уже не остановится на полдороге, не удовольствуется каким-нибудь частным успехом – он всегда стремится достичь прочных результатов. Князь понимает, что жизнь временна, а деяния вечны, и о них будут судить народ и история.

      Более всего он ценит Правду: земную – народную, и небесную – божественную и потому идеальную.

      «НЕ В СИЛЕ БОГ, НО В ПРАВДЕ!»

      – скажет Александр дружинникам накануне Невской битвы.

      АЛЕКСАНДР – КНЯЗЬ-ЗАСТУПНИК, ОН ВОИН - ОБОРОНЯЮЩИЙ РУСЬ

      А.А. Селезнёв

       

      "НЕБЕСНАЯ ПОМОЩЬ В ДЕНЬ НЕВСКОЙ БИТВЫ"

      Утром 15 (28) июля 1240 года в день памяти св. князя Владимира (просветившего русскую землю святым крещением) с восходом солнца туман рассеялся и уступил зелёные берега Ижоры знойному дню. Еще ничто не предвещало жестокой сечи.

      «Выходи против меня, если можешь, сопротивляйся! Я уже здесь и пленю твою землю…» – гордый ярл, возгордившись, уже отправил своё послание новгородскому князю.

      Горячая молитва князя Александра в соборном храме святой Софии уже тоже произнесена:

      «Боже хваленый и праведный!
      Боже превечный! Сотворивший небо и землю и поставивший пределы языкам, и жить повелевший, не приступая в чужие части.… И суди обидевших меня, и возбрани борющихся со мной, и прими оружие, и щит и встань в помощь мне….

      Ты есть Бог наш и на Тя уповаем!"

      Кому в этот день быть победителем?
      Кому побеждённым?
      Кому уйти в мир иной?
      Кому стяжать славу победы и быть свидетелем небесной помощи?

      – О том никто в то утро ещё не знал…

      По всему высокому побережью виднелось множество вражьих шатров, шнеки завоевателей новгородской земли лениво покачивались на волнах, притянутые бечевами к берегу. Наступил шестой час дня.

      – Не в силе Бог, но в правде!

      Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог! – возгласил Александр Ярославич, и святое воодушевление овладело войсками русских, уверенность в торжестве правого дела и в том, что Бог не оставит своей помощью благочестивого князя и горькое разочарование постигнет дерзких врагов, всуе будет их труд…

      И прежде, чем враги смогли опомниться, русская дружина стремительным натиском ударила по всему лагерю. Как Божья гроза впереди всех пронёсся в середину вражьего стана юный князь и с неукротимой отвагой бросился на врага, «возложив ему печать на лице» …

      Бой новгородцев с «римлянами» в устье речки Ижоры продолжался до поздней ночи. Враг был повержен и в ту же ночь с позором бежал. Согласно свидетельству летописца, потери новгородцев в той битве были весьма незначительны – вместе с ладожанами двадцать человек.

      Нам сегодня подобное положение дел кажется невероятным. Да и немудрено: как замечают историки – этому известию дивились современники и даже очевидцы. Но скажите, чего не может совершить беззаветная удаль и самоотверженная любовь к Отечеству, воодушевлённая надеждой на небесную помощь и верой?! Победа русских была столь неожиданна и стремительна, что они сами, в чувстве смирения, не осмелились приписать её только своей храбрости и были уверенны, что вмести с ними «ангелы Божии поражали римлян». И в том была сущая правда…

      Утром нового дня герои Невской битвы узнали о множестве убиенных неприятелей по ту сторону реки Ижоры.

      – Кто же убил их там? – с недоумением вопрошали новгородцы. – Нас там не было…

      Князь Александр решил сам переправиться на другой берег, чтобы осмотреть то место, о котором говорили все. И нашел там настоящее поле брани, и трупы врагов.… И князь сразу догадался, что это и есть то самое место, где его дружинам была оказана обещанная Божья помощь, о которой вчера рано утром поведал ему начальник приморской стражи.

      Именно здесь перед сражением ижорский старшина Пелгусий (названый в святом крещении Филиппом) всю ночь провел без сна, наблюдая за врагом, и именно отсюда он видел на воде насад с гребцами, посреди которого стояли святые мученики Борис и Глеб, говорившие меж собой о предстоящей помощи "сроднику Александру" …

      Радостно забилось сердце невского героя. Александр повернулся к своим спутникам, достал меч из ножен, прижал клинок к сердцу и, не произнося ни слова, движением левой руки остановил дружинников – давая тем самым понять, что место это отмечено Божьей благодатью.

      Ратники, что шли вслед за князем, остановились, и как только прижали мечи к сердцу, как он – в тот же миг услышали – как будто с небес: «Не в силе Бог, но в правде!»…

      Молодой князь со своей дружиной и новгородцами возвращался с великой победой в Новгород.

      Все они, сохранённые Богом и св. Софией, хвалили и прославляли

      СВЯТУЮ ТРОИЦУ, ОТЦА И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА

      А.А. Селезнёв

       

      Copyright © Размещенные на сайте статьи, фотографии, панорамы защищены законом об авторских правах. Использование материалов без согласования с авторами запрещено!